Памятка по проявлениям и особенностям поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ₋ это расстройство, проявляющееся в детстве симптомами гиперактивности, импульсивности и/или невнимательности. Симптомы влияют на когнитивное, поведенческое, эмоциональное и социальное функционирование. Выделяют три типа СДВГ: Гиперактивно-импульсивный подтип СДВГ Характеризуется неспособностью сидеть на месте или тормозить поведение. Симптомы гиперактивности и импульсивности могут включать: - чрезмерная суетливость (например, постукивание руками или ногами, ерзание в кресле), трудно играть спокойно; - трудно оставаться сидящим, когда требуется сидеть (например, в школе, на работе и т. д.); - чувство беспокойства (у подростков) или неуместная беготня или лазание, сложно ждать очереди. Гиперактивные и импульсивные симптомы обычно наблюдаются к 4-ем годам, усиливаются к 7-8 годам, после ─ начинают уменьшаться, к подростковому возрасту они могут быть едва различимы для наблюдателей, хотя подросток может чувствовать беспокойство или неспособность успокоиться. Импульсивные симптомы обычно сохраняются на протяжении всей жизни. Симптомы импульсивности у подростков включают употребление психоактивных веществ, рискованное сексуальное поведение. Тип с преобладанием нарушений внимания Характеризуется сниженной способностью концентрировать внимание и сниженной скоростью когнитивной обработки и реагирования, дети описываются как имеющие вялый когнитивный темп и часто кажется, что они мечтают или «отвлекаются от задач». Симптомы невнимательности могут включать: - невнимательность к деталям, ошибки по невнимательности, трудно удерживать внимание в игре, школе или домашних делах, избегает задач, требующих постоянного умственного напряжения; - кажется, что не слушает, даже когда к нему обращаются напрямую, легко отвлекается на не относящиеся к делу стимулы; - трудности с организацией задач, действий, теряет предметы, необходимые для выполнения заданий или занятий, забывчивость в рутинных делах; Симптомы обычно не проявляются, пока ребенку не исполнится 8-9 лет, и обычно остаются проблемой на всю жизнь. У подростков симптомы невнимательности могут привести к трудностям в учебе. Комбинированный тип Признаки гиперактивно-импульсивного поведения и нарушения внимания. |