Наталия Нечипуренко: На стыке наук возможны самые невероятные открытия
Известного белорусского ученого, заведующую лабораторией клинической патофизиологии нервной системы РНПЦ неврологии и нейрохирургии доктора мед. наук, профессора Наталию Нечипуренко хорошо знают не только в Беларуси, но и за ее пределами.
На протяжении 47 лет занимается научно-исследовательской работой в области патофизиологии и неврологии. Не перестает удивлять новаторским подходом к решению самых сложных научных проблем, организованностью и трудолюбием. За весомый вклад в развитие многих научных направлений в области экспериментальной и клинической патологической физиологии нервной системы профессор Нечипуренко неоднократно удостаивалась почетных грамот Минздрава, центрального и республиканского правлений научного медико-технического общества, ВАК. Награждена знаком «Отличник здравоохранения Республики Беларусь», медалью Франциска Скорины. Под ее руководством выполнены и успешно защищены 8 кандидатских и 1 докторская диссертации.
Наталия Ивановна, как вы пришли в медицинскую науку?
Были какие-то знаки судьбы? Мой путь в медицину был предопределен: с трех лет мечтала стать доктором. Я росла болезненным ребенком и к врачам, которые меня лечили, относилась с симпатией.
Родилась в Минске. Папа Иван Григорьевич был прокурором, военным юристом — фронтовым следователем прошел всю войну. До отставки трудился заместителем главного военного прокурора Белорусского военного округа. Организованный и дисциплинированный, исключительно честный, порядочный и требовательный к себе и другим. Я была папиной дочкой — и все эти качества передались мне.
Мама Софья Иосифовна всегда была надежным тылом: мы постоянно меняли место жительства, и маме приходилось устраивать наш быт. Долгое время колесили по Советскому Союзу: жили в Слониме, Архангельске, Харькове. В старших классах училась в Минске: 49-ю среднюю школу окончила с золотой медалью. Поступила на лечфак мединститута в 1964 году и уже на первом курсе убедилась, что сделала правильный выбор. Учиться было трудно, но интересно.
У вас были любимые предметы и преподаватели?
Своих наставников вспоминаю с благодарностью. Не забуду, с каким упоением мы, студенты, слушали первую лекцию заведующего кафедрой анатомии академика Давида Голуба. Он был прекрасным оратором, умеющим интересно преподнести даже самые сухие академические данные. Наши преподаватели — плеяда замечательных ученых: член-корреспондент АМН СССР Николай Мисюк, академик Георгий Сидоренко, член-корреспондент НАН Беларуси Александр Броновицкий, профессора Александра Кривчик, Сусанна Пшоник, Борис Дривотинов и многие другие.
На третьем курсе поняла, что хочу заниматься не только клинической, но и научной работой. С отличием окончив институт, работала в экспериментальной лаборатории НИИ неврологии, нейрохирургии и физиотерапии (ныне РНПЦ неврологии и нейрохирургии). Институт в то время возглавлял член-корреспондент РАМН, академик НАН Беларуси Игнатий Антонов, лабораторию — доктор мед. наук Евгений Лунец. Их я также считаю своими учителями.
Ваша докторская диссертация до сих пор востребована патофизиологами, нейрохирургами, неврологами, а разработанные методы патогенетического лечения тяжелых повреждений периферических нервов и неврологических проявлений поясничного остеохондроза защищены авторскими свидетельствами и внедрены в лечебную практику…
С 1977 года изучала заболевания периферической нервной системы. Тогда НИИ неврологии, нейрохирургии и физиотерапии был головным учреждением по координации исследований в этой области. Результаты многолетней работы легли в основу докторской диссертации «Патофизиологические механизмы и вопросы патогенетической терапии травматических поражений периферических нервов», которую защитила в 1992-м в специализированном совете при Ленинградском государственном институте усовершенствования врачей.
Вы автор 570 научных работ, в т. ч. 3 монографий. Получили 3 авторских свидетельства и 34 патента, более 40 удостоверений на рацпредложения. Над чем трудитесь сейчас?
Всегда любила работать на стыке наук — патофизиологии, неврологии, нейрохирургии и физики. Здесь возможны самые невероятные открытия. В настоящее время научные интересы сосредоточены в области исследования механизмов острых и хронических сосудистых заболеваний головного мозга, нейродистрофического процесса при различных поражениях периферической нервной системы, болевых синдромов, механизмов действия низкоинтенсивного лазерного излучения, в первую очередь лазерной гемотерапии, и др. Изучаю содержание микро- и макроэлементов в крови у пациентов с сосудистой патологией головного мозга (в т. ч. с артериальными аневризмами).
Активно сотрудничаю со специалистами из Института физиологии и Института физики им. Б. И. Степанова НАН Беларуси, БГМУ, БГУ. По-прежнему в творческом тандеме с российскими коллегами. Есть общие разработки с учеными из Вьетнама.
Какие научные исследования вы проводили?
По проблеме гипоксии и ишемии головного мозга в эксперименте на животных. Космонавты в состоянии невесомости испытывают состояние гипоксии.
То же самое относится и к подводникам. Наша лаборатория работала на стыке нейрохирургии, неврологии и реаниматологии. Требовалась фундаментальная теоретическая база по физике, химии, нормальной и патологической физиологии и анатомии. Я исследовала антигипоксические средства
Оригинал статьи на сайте издания "Медицинский вестник"